Женская обувная сеть «ЭКОНИКА» Девелоперская компания «Сити-XXI век» Компания «Рутектор» Компания «Новард Эстейт»
Пресс-центр
Приветствуем Вас в пресс-центре сайта Группы компаний «Новард»!
Мы открыты для журналистов и всех, кто интересуется нашим холдингом.

Городок для своих

Небоскребы, велопрокат, повсеместный интернет, низкопольные трамваи… Чего еще не хватает Москве, чтобы стать таким же удобным городом, как западные мегаполисы? Прежде всего, соседского общения, той самой «большой деревни», которую искореняли большевики – все 70 лет, что были им отпущены. Вернуть в Москву «чувство локтя» пытаются все – и власти, и жители, и застройщики.

Городок для своих
Аллея в миниполисе Радужный

«В деревне принято здороваться со всеми, даже если впервые видитесь!» – это, наверное, самое первое, что горожанам рассказывают о традиционной культуре. В наши дни – миф, конечно: во многих селах уже давно здороваются только со знакомыми. Но миф популярный, притом, в отличие от других (например: «в деревне все алкоголики») – доброжелательный. 
Традиционная культура тем и отличается от современной (она же городская), что около дома, на улице, в храме, на работе человек встречает в основном своих родственников и знакомых. Чужак, то есть человек, которого видишь впервые, и потому непонятный – относительная редкость. То есть желай здоровья, приветствуй – не ошибешься (а если перед тобой незнакомец – в довесок или даже вместо приветствия обязательно спросят: кто таков и куда идешь).

Механизм простейший и работающий по сей день. Дачные участки: идешь – здороваешься почти со всеми прохожими. Даже если вот прямо сразу лицо не припомнишь – понятно же: сосед, те же взносы сдает и так же вчера мучился без электричества. Московская хрущевка: знаешь почти всех в подъезде, здороваешься. Кооперативный дом, где, опять же, общее правление, взносы, заботы, а в прошлом – часто и ведомство: здороваешься со всеми, проедешься в лифте – и не был знаком.

Только вот с муниципальными многоэтажными домами – затык. Там, где нет большой «парадной» лестницы, где все ездят на лифтах и нет при этом никаких общих собраний – там друг друга знают только в пределах этажа. Потому что «тамбур» – общий, а больше никаких общих дел-то и нет. И только бабушки вспоминают, как в старые времена к соседям можно было и за солью, и ребенка на часок отвести, и «рождения справляли и навеки провожали всем двором».

Найти противоядие от городской жизни хотели еще век назад: мегаполис, его дымящие трубы и «жолтые окна», не был дружелюбным уже тогда. Одной из радикальных концепций был «город-сад будущего» Эбенезера Говарда (одноименная книга вышла в 1898 году). Ключевым элементом концепции было ограничение собственности на землю – чтобы не допустить сплошной застройки. Малоэтажные дома перемежались парками. Общее число жителей города-сада по Говарду должно было составлять 32 тысячи человек.


Осознание того, что эта ситуация не вполне нормальна, пришло в Москву примерно 15 лет назад – вместе с массовыми переводами и пересказами работ зарубежных урбанистов второй половины ХХ века. «Даешь горизонтальные связи!» – писали блогеры в районных сообществах Живого журнала, тогда горячей новинки. Мэрия проводила ежегодные конкурсы «Мой дом, мой подъезд» – мотивируя развивать соседские сообщества. Девелоперы в те же годы переходили от точечной застройки к комплексной.

Десятые годы стали тем временем, когда от разговоров перешли к делу. Районные активисты от блогов перешли к изданию газет и активному участию в выборах муниципальных депутатов. Столичные власти оборудуют на центральных улицах «городской театр» – то есть место для постоянного общения, стимулируют пешие прогулки. А застройщики, после нескольких лет опыта комплексного развития кварталов, выдвинули концепцию миниполиса.
Это слово – миниполис – торговая марка компании «Сити-XXI век», дальше других зашедшей на пути строительства районных сообществ. Точнее, строит эта компания, разумеется, сами микрорайоны – но при этом старается сделать их «инкубаторами» соседских сообществ. Идея миниполисов – не просто построить и создать «комфортную среду» (это сейчас декларируют все застройщики), но вдохнуть в построенный квартал жизнь.

«Создать такой «мини-город», – рассказывает Ольга Володина, директор по развитию концепции «Миниполис», – в котором бы всем жилось с удовольствием: где бы дети росли в безопасности – знакомились, дружили, взрослым было чем заняться на досуге, а не просто прийти переночевать между работой; где бы было удобно и интересно людям старшего поколения, и так далее».


Совместная поездка жителей миниполиса в Новодевичий монастырь

Первый из миниполисов – еще до появления такого термина – начали строить в Строгине еще в нулевые годы. Сейчас этот квартал из высотных зданий, глядящий на Строгинскую пойму и Москву-реку, практически полностью сложился. Главный рецепт, который предлагает девелопер – продолжать работать с жителями и после сдачи квартала в эксплуатацию.


«Соседский клуб помогает найти полезные и интересные занятия и детям, и их родителям. У нас ведь все очень доброжелательно: когда-то чай вместе попили, когда-то за домашним животным присмотрели, в выходные встретились на занятиях в клубе. Прямо как в Советском Союзе – в хорошем смысле этого слова: как в старые времена, когда все друг друга знали и помогали. Мы даже вещами обмениваемся», – жительница миниполиса Радужный Лариса Яхимович.


Застройщик (и это делают многие в Москве) начинает с выделения «периметра» дома (квартала). Так, чтобы было сразу очевидно, что вот это – «наше» маленькое царство, общее для соседей. Для этого обычно достаточно огородить территорию, выделить полностью пешеходный двор (фактически – маленький собственный парк), учредить в доме хорошую управляющую компанию.

Но этого чаще всего недостаточно. Дело в том, что современный человек мегаполиса не имеет достаточно времени и сил, чтобы самостоятельно организовывать жизнь и формировать соседское сообщество. Ведь надо провести массу переговоров с соседями, с управляющей компанией, в выходные и по вечерам не отдыхать, а решать домашние вопросы и делать запланированное… А главное, нужно понять, чего именно хочется от жизни. Чтобы «как раньше» – теплое соседское сообщество? Чтобы «по-новому» – с веганскими кафе и коворкингами? Или, наконец, чтобы «просто не трогали»?

Концепция миниполиса пытается ответить именно на эти вопросы: в ней все тяготы формирования соседского сообщества возложены на застройщика. Во-первых, в миниполисах коммерческие помещения не продаются, а сдаются в аренду – чтобы жильцы дома могли контролировать, что в них происходит. Во-вторых, жителям дома предлагают максимальные преференции по аренде этих помещений.


Спектакль ко Дню знаний соседском клубе

Наконец, в миниполисах учреждаются так называемые соседские клубы – которые и становятся основой будущего сообщества. В соседских клубах жители могут собраться вместе для обсуждения насущных вопросов, отметить день рождения, провести свой мастер-класс и даже организовать свои курсы и студии – например, по танцам или кулинарному мастерству.


Рождественские катания в Строгинском миниполисе

Другими словами, это возможности и для досуга, и для самореализации, а для кого-то и новая работа. «Недавно одна из наших жительниц призналась, что практически перестала выезжать из Строгино: она работает в соседском клубе (преподает французский язык); трое ее детей занимаются в различных секциях и кружках клуба, вся семья приходит в клуб на спектакли известных театров и т.д. Ей важно, что семья имеет возможность жить полноценной жизнью и не тратить время впустую на перемещения по городу, вечно стоящему в пробках», – рассказывает Ольга Володина.


Танцевальная студия в соседском клубе Строгино

Поскольку «Сити-XXI век» ориентируется на традиционные ценности – хотя бы потому, что они же и самые популярные – для коммерческих площадей в миниполисах есть ограничения. Например, помещение не сдадут бару, магазину с дешевым алкоголем, сомнительному детскому саду (например, вальдорфскому – многие считают, что эта педагогическая система слишком пронизана оккультизмом). Но и без всего этого – на площади в миниполисах есть хороший спрос, причем прежде всего среди самих жителей.


«Когда мы заселились, соседи меня попросили – давай, мол, откроем на первом этаже химчистку. Ну, приемный пункт. Решил взяться. Долго выбирали партнера, оценивали качество услуг, поменяли несколько партнеров и нашли, наконец, того, кто устраивал по цене и качеству. Затем химчистка стала постепенно обрастать новыми сервисами, опять-таки по просьбе соседей: появился ремонт обуви, клининговые услуги и т.д., в результате чего предприятие развилось в небольшой «дом быта». Теперь открыли еще один такой же в другом доме по соседству».

Михаил Р., Строгинский миниполис

«В каждом миниполисе обязательно работает клуб «Патриот», – рассказывает Ольга Володина, – который совмещает спортивные занятия (карате и русский рукопашный бой) и лекции на разные темы: от исторических событий до таких, например, как «правила поведения в храме», провести которую нас попросили родители. Каждый клуб имеет своего духовного наставника – священника местной церкви.
Помимо этого, у наших жителей есть возможность участвовать в благотворительных акциях. В самом начале мы с осторожностью выходили с такими предложениями, но после первой же акции стало понятно, что опасения были напрасными – жители не просто поддержали эту инициативу, но стали предлагать свои идеи и помощь».


Благотворительный мастер-класс в соседском клубе

Жители с удовольствием поддерживают инициативы не только благотворительного характера, а главное – сами предлагают и реализовывают идеи. Например, один из жителей миниполиса Самоцветы создал сайт для своих соседей «Бизнес по-соседски». Его инициатива понятна – зачем часами ждать мастера или выезжать из своего комплекса в центр города за услугами, если на одной лестничной клетке с вами живет профессионал своего дела!


Урок кулинарного мастерства в соседском клубе Строгино

«Тут главный момент – доверие: люди отвечают перед соседями лично – и за скорость, и за качество услуг. Это здорово мотивирует! Я и сам часто пользуюсь услугами наших соседей – могу с уверенностью сказать, что «для своих» и товары, и услуги гораздо лучше, чем в магазинах или незнакомых компаниях», – Артем Киселев, житель миниполиса Самоцветы, автор проекта «Бизнес по-соседски».

С момента начала программы миниполисов прошло уже примерно десятилетие, и первые результаты – вполне обнадеживающие. Предприниматели, работающие практически в собственном доме; молодые мамы, находящие работу и общение в секциях и клубах; спокойно гуляющие во дворах дети. Наглядное подтверждение – растущие деревья, которые сажают сами жители миниполисов. В Радужном – это миниполис в Видном – началось с аллеи, которую посадили по инициативе жителей. А теперь сажают и сами – у себя в палисадниках. В честь рождения ребенка – саженец: подрастает уже целая рощица. Дом, дети, дерево – душа на месте.
 
Юрий Суханов

Источник: http://www.pravmir.ru/gorodok-dlya-svoih/