«Сити-XXI век» о векторах развития рынка: рассматриваем покупателя как будущего жителя
НазадВ Москве в рамках Showroom жилой недвижимости состоялся круглый стол «Рынок новостроек Московской области: векторы развития». Представители крупнейших компаний-застройщиков поделились своим видением ситуации на рынке и прогнозами на будущее.
Цена становится критерием номер один, площади квартир сокращаются, конкуренция усиливается, однако ликвидный товар по-прежнему пользуется спросом — такие тенденции обозначили практически все участники. При этом девелоперам приходится искать новые пути привлечения покупателей, а также чутко улавливать их пожелания и оперативно диверсифицировать линейку предложений. Не менее важно сохранение собственной устойчивости — минимальный объем или отсутствие кредитной нагрузки, создание «финансовой подушки» и более жесткие требования при анализе новых площадок.
Коммерческий директор «Сити-XXI век» Виталий Разуваев отметил, что меняется не только рынок, но и покупатель, его требования и запросы. "В текущей ситуации для клиента важна не только стоимость квартиры, но и будущие эксплуатационные и жилищные расходы. Поэтому покупатель обращает внимание как на площадь и эргономику жилья, так и на продуманные инженерные решения от застройщика. Например, для женщин важно грамотное планирование пространства кухни, а именно — возможность компактно расположить мебель и оборудование», — подчеркнул эксперт. По его словам, стратегия «Сити-XXI век» — рассматривать покупателя как будущего жителя, поэтому основная часть усилий сосредоточена на улучшении продукта: качественное оснащение квартир, авторские дизайн-проекты для квартир с отделкой, зонирование территории — создание игровых площадок и зон отдыха для людей разного возраста.
Обсудили спикеры и нарастающую конкуренцию со стороны Москвы, где цены все ближе к подмосковным, а порой и ниже — большинство все же согласны в том, что серьезной угрозы нет. «Все равно это не сравнимые по качеству предложения. Некоторые подмосковные районы лучше, чем московские, и даже расположены гораздо ближе к столице. «Дешевая» Москва привлекательна в основном для тех, для кого важна московская прописка», — резюмировал Виталий Разуваев. В целом же все эксперты оказались едины в том, что «спрос на рынке есть, и за него надо бороться»: выиграет тот, кто сможет предложить рынку более интересный продукт при аналогичной цене. Однако, как подытожила модератор, автор программ Business FM стола Валерия Мозганова, 2016 год будет гораздо сложнее предыдущего — и возможно, пока не все участники до конца понимают его риски и сложности.