Чему научил нас 2022 год? Крупнейшие игроки рынка подвели итог и назвали главное слово уходящего года
НазадВ последние дни уходящего года в Академии Ритейла запустили новогодний проект «ГИПЕРМАРКЕР.Новогодний». В коротких интервью крупнейшие игроки российского рынка ответили на несколько вопросов – простых и сложных одновременно. Какие уроки вынес бизнес из непростого 2022 года?
Сергей Саркисов, вице-президент Группы компаний «Новард», курирует обувное направление («Эконика»):
«Не проецируйте старые решения на будущее!»
Основной урок 2022 года для меня заключался в том, что не нужно проецировать старые решения на будущее. Почему? Потому что всё, что происходило раньше, и тот опыт, который ты получил когда-то (даже успешный), в этом году оказался «в перевернутом виде».
Так как для большинства fashion-компаний любой кризис сопровождался девальвацией, в этом мы, наоборот, получили укрепление рубля, а первичные решения принимали на основе старого опыта, прогнозируя новую девальвацию. В итоге все, кто не суетился и немного подождал, оказались в большем выигрыше, чем те, кто принимал эмоциональные решения.
Покупатели в очередной раз подтвердили особую лояльность к бренду в период кризиса. Сейчас в «Эконике» идет долгосрочный проект по привлечению более молодой аудитории, и в числе коллабораций мы запустили экокапсулу. Так вот, эта коллекция показала, насколько разное отношение к ней со стороны разных поколений покупателей. Более возрастные покупатели отнеслись к ней с подозрением. Они считают, что обувь из таких материалов, во-первых, не может столько стоить, а во-вторых, нога в ней не дышит.
Молодежь, напротив, восприняла новую коллекцию с воодушевлением и даже восторгом. И они покупали ее, несмотря на стоимость и свойства экоматериала. Эта разница в восприятии поколений ощущается, но мы будем продолжать развивать выбранную стратегию.
Относительно команды хочется особенно подчеркнуть, что 2022 год еще раз подтвердил идею о том, что в бизнесе важно не просто наличие команды профессионалов, а сплоченность и нацеленность на результат. Так скорость развития всей компании увеличивается даже в кризисные периоды.
Вторая важная вещь касается лидерства. Принято считать, что для успешного прохождения через кризис, для развития компании важно наличие одного сильного лидера. Я же всё больше осознаю, что командное лидерство гораздо важнее. Даже скажу, что 2022 год, несмотря на все сложности, для компании стал одним из наилучших по рентабельности бизнеса.
В отношениях с поставщиками этот год, конечно, показал важность долгосрочного партнерства. Когда начались проблемы с проведением платежей зарубежным партнерам, поставщики, с которыми мы уже прошли не один кризис, отгружали товар и работали, что называется, на доверии. Около месяца ушло на открытие счетов в других банках и согласование всех условий. Поставщики вели себя по-разному, но главным фактором была продолжительность партнерства и позитивный опыт.
Отдельно скажу о партнерах из Европы, с которыми мы сотрудничаем уже на протяжении 10–15 лет. Несмотря на негласные запреты и общий негативный фон вокруг работы с Россией, они проявляли гибкость в коммуникациях, и мы вместе нашли формат для продолжения совместных проектов. Все трудности преодолимы, если у компании хорошая репутация!
Еще одним итогом года, который подвели члены Академии ритейла, стало слово, которое, по мнению бизнеса, можно назвать ключевым в новой обстановке.
В шорт-лист, сформированный членами Наблюдательного совета Академии во главе с Александром Борисовым, вошли важнейшие понятия: «стойкость» и «гибкость», «перестройка» и «перспектива». Каждое точно отражает актуальную ситуацию в бизнесе.
Но наибольшее число голосов, с перевесом почти в 5%, получил тезис о решающей роли консолидации команды вокруг целей бизнеса в этом году. В ситуации тотальной неопределенности способность бизнеса действовать гибко и видеть перспективу, опираясь на многообразие мнений членов единой команды, стала решающей!
Таким образом, словом 2022 года стало слово «Команда».
Подробнее на New Retail