Этично ли быть православным предпринимателем?
Назад26 сентября в Сретенской семинарии прошел круглый стол «Бизнес-этика и православное христианство», организованный Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям, «ОПОРОЙ-Созидание» и руководством Сретенского монастыря. За круглым столом собрались российские предприниматели и представители духовенства Русской Православной Церкви, чтобы обсудить роль Церкви в вопросах формирования новой бизнес-этики и положительного образа российского предпринимателя.
На мероприятие в центр Москвы прибыли российские предприниматели, представители «ОПОРЫ РОССИИ», топ-менеджеры крупных компаний из разных городов. Председателем круглого стола выступил ректор семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
Встречу посвятили взаимодействию Церкви и предпринимателей. Организаторы мероприятия вывели на поверхность неудобные вопросы, которые уже долгое время фоном звучат как в церковной, так и в деловой среде.
За круглым столом говорили о том, как соотносятся Библия и предпринимательская деятельность, как сегодня взаимодействуют Церковь и бизнес, какова позиция христианства по отношению к предпринимателям. Участники обсудили опыт взаимодействия религии и бизнеса в других странах, поговорили об истории взаимодействия Церкви и бизнеса в дореволюционной России. Актуальными темами стали доверие и человечность в бизнесе, высшие цели бизнеса, влияние коммунизма в СССР на отношение Русской Церкви к предпринимательской деятельности. Вокруг каждой темы разворачивалась интересная дискуссия. Рефреном в словах спикеров звучали мысли об уровне культуры доверия в предпринимательстве, идеи о создании Кодекса бизнес-этики, христианской бизнес-этики и организации соответствующей платформы.
Модератором встречи выступил основоположник российской школы тайм-менеджмента, автор книг и бизнес-тренер Глеб Архангельский.
Поприветствовав участников круглого стола, модератор предоставил слово одному из инициаторов встречи - Вице-президенту «ОПОРЫ РОССИИ», председателю Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям Николаю Дунаеву.
Во вступительном слове Николай Ильгизарович рассказал о событиях, которые предшествовали встрече. Речь идет о круглом столе на февральском Российском инвестиционном форуме в Сочи. Отсутствие на этой дискуссии представителей РПЦ стало отправной точкой для подготовки соответствующей встречи с участием православного духовенства.
«Всё это наложилось на мой большой опыт международной работы, когда я видел, как религиозные, конфессиональные институты выступают проводником деловых интересов, арбитрами сложных вопросов для предпринимателей», - добавил спикер.
Другой инициатор встречи – Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», заместитель председателя Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по ценностно-ориентированному предпринимательству Владислав Жукович – задался вопросом о существовании баланса между коммерческими целями бизнеса и его моральной ответственностью перед обществом и партнерами.
«В обычной жизни, когда мы действуем как потребители, партнеры или поставщики, мы часто сталкиваемся с явлениями, которых просто не должно быть в предпринимательской деятельности. Если сейчас спросить среднестатистического предпринимателя: “Что является главным в бизнесе?”, то, наверное, каждый ответит: “Цель любой коммерческой деятельности – это извлечение прибыли”, то есть, по сути, зарабатывание денег. Но есть ли у этих денег какая-то цена? Любыми ли путями мы можем зарабатывать эти деньги, или есть какие-то красные линии, за которые мы не должны заходить? Здесь возникает серьезная почва для диалога», - сообщил Владислав Жукович.
По его словам, в современном бизнесе нет некоего общего знаменателя, определяющего, что хорошо, а что плохо.
«Нас обманывают при приобретении каких-то товаров, не соблюдают взятые на себя обязательства, нас подводят партнеры… соответственно встает вопрос: а это вообще нормально или нет?.. Существует ли понятие этики предпринимательства и нужно ли об этом говорить?», - заключил Владислав Жукович.
В то же время, Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов отметил, что во многом, ситуация, вызывающая подобные вопросы, сложилась в силу реалий сегодняшнего дня.
«Мы живем в такое время, когда порядочность воспринимается как слабость. Конкурентное преимущество у того, кто не держит слово, нарушает обязательства. В царской России купеческое слово имело вес, потому что человек, нарушивший его, вычеркивался из круга предпринимателей, становился “нерукопожатным”. У него рушился бизнес. Крайне важно создать атмосферу неприятия двуличия и подлости, человек должен понимать, что из-за своих поступков он пострадает не только морально, но и материально», - заявил Азат Газизов.
Архиепископ Амвросий отвечая на вопрос об отношении христианства к предпринимательской деятельности, отметил, что Библия и Евангелие не осуждают ни предпринимательскую деятельность, ни богатство само по себе.
«Осуждается богатство, приобретенное нечестным путем, эгоистичное накопительство, сребролюбие. Богатому трудно войти в Царство потому, что у богатого больше возможностей и, соответственно, выше шанс ошибиться. Но богатство автоматически не делает человека сребролюбцем. И тем более не делает его таковым предпринимательская деятельность. Кроме того, богатство - это инструмент, ресурс, который приносит определенную власть, которую можно использовать как во благо, так и во зло», - рассказал архиепископ.
Кроме того, наместник Сретенского монастыря считает странным и несправедливым тот факт, что в нашем обществе слово «предприниматель» имеет скорее негативную окраску. В качестве возможных причин архиепископ назвал социалистическое прошлое нашей страны и последовавшие после него девяностые годы, а также отчасти с такими сферами бизнеса, которые действительно несут в наше общество только негатив, и отчасти – с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве.
«Очень хотелось бы, чтобы общество понимало, что во многом благодаря предпринимателям, вашей постоянной работе, креативности и трудолюбию, наше общество имеет доступ к большим благам: продовольственным, медицинским, образовательным, культурным. В Евангелии Господь говорит о предпринимательской деятельности, купечестве и инвестициях просто как о профессиях, хороших, достойных профессиях. Плюс ко всему сказанному, далеко не все задумываются о том, что предпринимательство - занятие творческое, проявление творческой, богоподобной стороны человека. Ведь, как известно, подобие Богу, заложенное в человека при сотворении, как раз заключается в способности к творчеству», - отметил архиепископ.
Кроме того, отец Амвросий озвучил вопрос, которым часто задается верующий предприниматель, - об этичном и неэтичном ведении дел. Где граница дозволенного в маркетинге, финансовой деятельности, в управлении людьми? Что позволительно, а что нет, с точки зрения Церкви, на голос которой всегда ориентировались представители всех сфер жизни тех стран, в которых культурно христианство является главным голосом совести? Кто определяет, что позволительно делать, а что нет? Что морально, а что аморально, что можно делать человеку, который считает себя христианином, а что - крайне непозволительно? И есть ли какие-то правила, предписания, рекомендации по ведению бизнеса для предпринимателя-христианина?
«Я часто слышу вопрос о том, почему, например, Церковь помогала и вдохновляла на предпринимательскую деятельность в дореволюционной России, почему вера помогает старообрядцам, протестантам, иудеям и мусульманам, а современные российские предприниматели не слышат от Русской Православной Церкви слова одобрения и поддержки в ведении своих дел? Русская Православная Церковь - самый крупный религиозный институт России, который всю историю страны оказывает мощное мировоззренческое влияние на общество. Опыт развития сильных экономических держав, например, США или Арабских Эмиратов, говорит о том, что позиция религии по отношению к экономике и предпринимательской деятельности может оказывать огромное влияние на развитие экономики. Так, на развитие американского общества повлияло христианское осмысление капитализма Адамом Смитом, иудейские сообщества развиваются благодаря четко прописанному отношению религии к бизнесу, общины староверов, среди которых множество купеческих фамилий Российской Империи, обязаны своим успехом своему религиозному фундаменту в ведении дел.
В заключение своей речи архиепископ Амвросий выразил надежду на то, что обсуждение выльется в регулярные дискуссии, и, возможно, «в некоторую институцию из представителей бизнеса разных религий», объединенных на площадке Сретенского монастыря. По словам Амвросия, «такая институция могла бы разработать и критерии, своего рода этические рекомендации к честному ведению бизнеса и помогать своим членам в сложных ситуациях, если такие возникнут». Также настоятель предложил обсудить, как совместными усилиями Церкви и предпринимательского сообщества можно сделать бизнес в России более честным и этичным, а имя предпринимателя – уважаемым.
Среди участников круглого стола развернулась дискуссия: нужна ли нам православная бизнес-этика? Что может помочь, когда законодательство бессильно перед аморальным предпринимательством? Спикеры выражали собственную позицию, приводили аргументы и контраргументы, предлагали пути решения. Николай Дунаев поделился опытом работы на международной площадке, в том числе с представителями других конфессий. Среди плюсов отношения ислама к предпринимательству Николай Ильгизарович отметил прописанное в Коране обязательство вести все сделки исключительно в письменном виде. Большой положительный опыт взаимодействия с предпринимательством спикер видит в деятельности различных монашеских орденов Католической Церкви. В Африке они основали около 400 школ, множество гимназий в Сирии и Турции, где выпускники становятся премьер-министрами.
Среди общих высказываний во время дискуссии упомянули Евангельский отрывок, который читался в храмах днем ранее. Это история о том, как ученики обратились ко Христу с вопросом: что делать с пятью тысячами голодных людей, собравшимися вокруг Господа в поле. Глеб Архангельский обратил внимание на обозначенную апостолами сумму денег, которую они имели. Она хоть и не огромна, но и весьма не мала для двенадцати скитальцев-проповедников. То есть, речь идет о некой кассе, о деловой ответственности, расчете, учете и планировании.
Однако другой спикер мероприятия, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов в этом отрывке подчеркнул другую деталь:
«На самом деле, там ведь мощнейшая драма и мощнейший кризис. Сидит пять тысяч человек, ученики понимают, что они голодные, их никто не накормит, у них всего лишь две рыбки и пять каких-то жалких лепешек, они говорят: “Учитель, что делать? Проблема!” Вы не помните, что Христос им говорит? “Вы дайте им есть”. Христианство – это необычайно взрослая религия. Он не сказал им: “Успокойтесь, Я сейчас помолюсь, всё будет нормально”. Он сказал: “Вы дайте им есть”. Потом они идут с этой корзинкой, раздают, а лепешки не заканчиваются, можно продолжать раздавать… Понимаете, это переворот отношения человека к проблеме. Не ждите, что дядя или Господь Бог сделает то, что вы можете сделать. Начинайте делать в тех условиях и с теми ресурсами (явно недостаточными), которые у вас сейчас есть, делать то, что делать в принципе невозможно и бессмысленно. Но когда вы начнете это делать, произойдет чудо. И вы пятью этими жалкими хлебами и двумя рыбами накормите эту толпу людей. Так что вы дайте им есть».
Ожидается, что данная дискуссия и встречи такого формата, проводимые на регулярной основе, послужат фундаментом для дальнейшего взаимодействия представителей РПЦ и «ОПОРЫ РОССИИ», направленного на создание в стране новой бизнес-этики и формирования положительного образа российского предпринимателя.
Во встрече также приняли участие Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Иванов, член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ» и Президиума Правления Ассоциации «НП «ОПОРА» Владимир Гриценко, член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Петровичев, член Президиума Правления Ассоциации «НП «ОПОРА» Александр Поярков и др.
Источник ОПОРА РОССИИ