Персонализация, ребрендинги и технологичные интерьеры: за что мы любим архитектурное бюро DA BUREAU
НазадАрхитектурное бюро DA BUREAU, которое мы знаем и любим по дизайну магазинов EKONIKA и Poison Drop, ресторана Birch и кинотеатра «Мираж», каждый год собирает десятки мировых премий и открывает пространства не только в России, но и на Ближнем Востоке и в Европе. Решили узнать, в чем же секрет успеха, и пообщались с одним из основателей Борисом Львовским — о важности персонализации интерьеров, перемещении из плоскости в пространство и работе за границей.
Борис Львовский, Архитектор и сооснователь DA BUREAU
С чего началась любовь к дизайну?
У меня очень банальный путь: еще в школе много рисовал, что-то лепил. Когда встал выбор, где учиться, пошел в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Папа был бизнесменом, поэтому говорил, что на искусстве денег не заработать. Решили найти компромисс и выбрать смежную профессию — остановились на архитектуре.
В университете познакомился с будущей женой Аней и лучшим другом Федей. Поняли, что должны собраться в творческий союз и участвовать в архитектурных конкурсах. Буквально через пару лет к нам присоединилась Маша Романова, которая стала четвертым полноценным партнером. И с тех пор практически ничего не изменилось: все так же делаем искусство вместе. Интересно, что изначально мы представляли как будто одного очень разностороннего человека, у каждого были свои таланты. Я всегда лучше придумывал концепции, у Ани круче получалось их реализовывать, а Федя на тот момент делал лучшие визуализации.
Команда DA BUREAU
Сложно ли вести общее дело с близкими людьми?
Этот вопрос задают очень часто, так как считается, что с близкими людьми бизнес строить невозможно. На самом деле у нас никогда не возникало противоречий. За долгие годы мы стали практически семьей, а, как известно, если у родственников появляются трения и обиды, это очень быстро проходит. Мне кажется, все складывается хорошо, потому что изначально распределили роли: каждый занимается своим делом, таким образом вероятность конфликтов очень мала.
Как родилось название?
Когда решили, что пора оформлять наши творческие попытки в единую концепцию, задумались о названии. Признаюсь, нейминг не моя сильная сторона, поэтому обратился к папе за советом. Он сказал, что нужно что-то позитивное, что будет откликаться у людей. «Всегда говори "да"», — так и появилось первое DA Architects. Ну и еще DA — это «дизайн и архитектура». Все банально. Спустя лет пять поняли, что у нас много разных направлений в творчестве и поменяли название на DA BUREAU.
Апартаменты GH17 в Берлине
Расскажите о первых проектах. Какими они были?
Нашим самым первым совместным проектом, который мы делали еще на четвертом курсе, было участие в конкурсе на редизайн «Шоколадницы», который мы, кстати говоря, с треском проиграли. В 2012 году подавались на грант по реновации набережной Сочи: придумали прикольную идею тетриса. После этого нас включили в список перспективных молодых архитекторов Tatlin. Затем были маленькие проекты, квартиры друзей, офисы и небольшие пространства.
Ключевым на старте бюро оказался проект квартиры с красным контейнером на Крестовском в Санкт-Петербурге (он до сих пор есть у нас на сайте). Это история про везение в профессии и вообще в жизни. Мы встретили Анну Квирию, которая была довольно известна в Санкт-Петербурге в то время. Общались по другому маленькому проекту для ее мамы, где смогли решить логистическую задачу, что до этого ни у кого не получалось. Тогда Анна решила посоветоваться по вопросам уже ее собственной большой квартиры. Я взял в руки салфетку и сделал набросок. Эта планировка — квинтэссенция нашего представления о том, как надо работать с пространством и рассуждение об объеме, а не плоскости. Анна оценила идею, сказала, что хочет жить именно в такой квартире, и отменила текущий дизайн-проект. С этой квартирой выиграли множество конкурсов и стали достаточно узнаваемыми в индустрии.
Квартира с красным контейнером на Крестовском в Санкт-Петербурге
Как бы вы описали основные ценности компании?
Дизайн — это не самоцель, а средство достижения общего результата. Это просто инструмент. Важно создать правильную атмосферу, наполнить ее сторителлингом, найти какие-то крючки, зацепки. Все проекты — разные, потому что каждый из них рассказывает уникальную историю. Для нас не существует парадигмы «я художник, я так вижу»: все должно быть подчинено некой общей концепции. Второй важный момент — всегда работаем с объемом, а не с плоскостью. В каждом пространстве человеку должно быть и интересно, и удобно.
Department 57 bar & club v Sankt_Peterbruge
Как вы считаете, за какую особенность клиенты больше всего вас любят и ценят?
В последние годы к нам обращаются не только для того, чтобы мы сделали дизайн как таковой, но и за тем, чтобы проанализировали бренд, поняли, в чем ошибки, перезапустили его. Одним из самых успешных кейсов за последнее время считаю ребрендинг Poison Drop. Ребята пришли не с архитектурными задачами, хотя они, конечно, подразумевались, а с запросом повысить продажи офлайн, привлечь людей и создать комьюнити. Мы проанализировали бренд, внедрили смысловые аспекты, которые нам казались правильными. В итоге продажи действительно выросли, например в «Цветном» — на 300%.
Приблизительно то же самое произошло с EKONIKA: мы сделали редизайн всех магазинов. Было мощное открытие первого флагмана в «Афимолле» — он выиграл «Оскар» в мире дизайна, американский конкурс Best of Year Awards от журнала Interior Design в номинации «Ретейл». Обошли даже редизайн бутика Chanel на Пятой авеню. Сейчас делаем несколько уникальных концепций на Ближнем Востоке, с локальными ребятами. Они приходят к нам как раз за видением — не только творчества, но и того, куда движется рынок. Для проекта уже делаем больше, чем архитекторы и дизайнеры, заходя на территорию маркетинга и бизнес-процессов.
Магазин Poison Drop в Москве
Получается, что в хороших проектах на первом месте стоит персонализация?
Да, безусловно. За этим к нам сейчас и приходят. Наша задача — придумать новое лицо бренда, понять, в чем его главная ценность, что необходимо донести до финального покупателя, клиента. Важно сделать концепцию уникальной, непохожей на конкурентов. Это очень личный процесс, поскольку каждый наш интерьер — персонализированный, вне зависимости от того, это ресторан или гигантская сеть магазинов.
Магазин Poison Drop в Дубае
В 2021 году вы получили одну из самых престижных наград глобального конкурса Interior Design Best of Year Awards в номинации Rising Star. Расскажите об этом опыте, эмоциях и признании на международном уровне.
Надо сказать, что конкурс Interior Design Best of Year Awards мы выигрывали три раза. Первый раз с петербургским рестораном Birch в 2018 году: он стал лучшим мировым файндайнинг-проектом. В 2021-м забрали статуэтку в категории «Восходящая звезда», а в прошлом — соответственно, с EKONIKA. Могу честно сказать, что у меня за многие годы произошла профессиональная деформация. Не хочу показаться снобом, но сейчас особую радость от наград я, к сожалению, уже не испытываю. Наоборот, если за год получаем меньше 15–20 наград, то расстраиваемся.
Скорее, было удивление, что в такой сложной геополитической ситуации российскому бюро дали награду. Но хочется верить, что язык творчества объединяет людей и нет разницы, какой ты национальности, в какой стране живешь и где делаешь проекты. Творчество — общемировой процесс. Реальность такова, что наградам уже очень сложно радоваться: за десять лет получили более 170 мировых призов. Сейчас мы одно из самых титулованных архитектурных бюро Европы, все топовые мировые конкурсы мы выигрывали минимум по нескольку раз.
Магазин EKONIKA в «Афимолле»
Как в нынешних реалиях получается реализовывать проекты за границей?
Практически сразу, как мы получили какую-то известность и премии, у нас появились зарубежные проекты, поэтому реализация таких — для нас не в новинку, это навык. В последнее время было много интересных открытий в самых разных локациях. Например, классный ресторан Como в Ереване, Kinkally restaurant & bar Kinky в Лондоне — очень популярное место, которое через три месяца после открытия попало в гид Мишлен. Плюс мы открыли кучу проектов в Дубае: построили Poison Drop, «Frank by Баста» и невероятный MYATA Platinum. Дизайн пространства последнего размером 800 квадратных метров полностью напечатан на 3D-принтере.
MYATA Platinum в Дубае
Расскажите подробнее о сотрудничестве с шеф-поваром Birch Арсланом Бердиевым.
Мы делали все заведения Арслана, начиная с Birch в Санкт-Петербурге. Для нас это был первый опыт работы в коллаборации, а не просто сотрудничество как архитектора и заказчика. У Арслана была следующая позиция: интерьер — наше творческое высказывание, а еда — его. Он обещал не вносить никакие изменения в проект. Будучи сверхпорядочным человеком, он это обещание сдержал. И когда через полгода ресторан стал суперпопулярным проектом, это и нам дало невероятный толчок в развитии. До сих пор это один из наших самых титулованных проектов — 17 мировых наград.
Сейчас очень интересно, что жизнь как будто повторяется на новом витке: Birch открывается в Дубае — огромное, по сравнению с Петербургом, пространство размером 400 квадратных метров в самом центре, в крутой локации DFC. И вновь интерьер был нашим творческим высказыванием, а кухня — Арслана. Мы с ним вместе добились признания в России, теперь будем стараться сделать то же самое на Ближнем Востоке.
Ресторан Birch в Дубае
Как относитесь к современным технологиям? Применяете ли искусственный интеллект в работе?
Мы начинаем изучать искусственный интеллект, но используем его не очень много — только для вдохновения и поиска идей. Нейросети заточены под то, чтобы компилировать уже существующие идеи. А, как я говорил ранее, наша ценность заключается в персонализации. Пока ИИ не может генерировать такие концепции, получается нечто усредненное, чего я не могу допустить.
Какие мировые тренды в дизайне вы бы выделили?
Скорее, я бы определил вещи, на которые мы обращаем внимание. Во-первых, это синтез пространств, когда в одной локации соседствуют книжный магазин и коворкинг, цветочная лавка и кафе и так далее. Думаю, за этим будущее. Второй момент — максимальное использование натуральных материалов. Мы очень не любим подделки, ощущение неестественности, хочется, чтобы все было настоящим – дерево, камень, сталь. И третье, над чем думаем дизайн во всем мире сейчас, это эмоциональная составляющая: что человек будет испытывать в этом проекте, запомнит ли он этот опыт? Дизайн сам по себе — вкусовщина. Вам может нравиться зеленое, мне фиолетовое — это совершенно неважно. Важно, чтобы пространство было грамотно срежиссированно, и тогда люди будут рассказывать о нем другим.
Kinkally restaurant & bar Kinky в Лондоне
И напоследок традиционное: чего ждать от DA BUREAU в будущем?
Конечно, классных проектов — сейчас у нас в работе более 50 по всему миру. Кроме архитектурно-маркетинговых направлений, развиваемся еще в нескольких областях. Пытаемся заниматься редевелопментом в Лондоне и Дубае, открыли DA Product, который отвечает за коллаборации и выпускает продукты с классными брендами и галереями (например, Palaty). Но самая главная наша задача — высоко нести знамя российского дизайна в мир. Я считаю, что наша архитектурная школа — одна из сильнейших, и хочется показать миру все, что мы умеем. Особенно сейчас.
Кинотеатр «Мираж» в Санкт-Петербурге
Источник: buro247.ru