Созидаем с любовью!
НазадО том, существует ли в России нравственный бизнес и как бороться с его дефицитом, рассуждает президент группы компаний "Новард" Андрей Илиопуло.
— Как вы оцениваете нравственное состояние современного бизнеса в нашей стране?
— Бизнес в России проходит непростой путь развития. С одной стороны, сказались многовековые традиции отечественного предпринимательства и меценатства, с другой - передовые мировые технологии менеджмента. Часть компаний выбирает чисто западную модель развития, дабы соответствовать мировым стандартам управления и говорить с зарубежными партнерами на одном языке. А часть старается не забывать историю России и брать из нее все самое лучшее для развития своего дела, формируя таким образом новую бизнес-модель.
Есть у этих двух подходов и нечто общее - тема социальной или просто ответственности бизнеса.
Кстати говоря, на Западе значительная часть компаний уже давно ведет бизнес, опираясь на стандарты корпоративной социальной ответственности и уделяя огромное внимание вопросам защиты прав человека, сохранения чистой экологии, заботе о личности. В России за последние несколько лет все это тоже стало актуальным. Сегодня многие предприниматели объединяются под девизом добрых дел, создают некоммерческие партнерства, помогают друг другу реализовывать благотворительные и спонсорские проекты, получают синергию от своих усилий и вносят вклад в развитие общества.
Лично я знаю несколько подобных альянсов: это и Клуб православных предпринимателей и меценатов, и рабочая группа "Бизнес и православие" при "ОПОРЕ России" и многие другие.
Сегодня бизнесмены стараются уделять вопросам нравственного и добросовестного ведения дела не меньше внимания, чем, например, повышению капитализации компаний или увеличению финансовых показателей своего предприятия. К сожалению, пока это явление не носит массовый характер, встречаются и те, кто полагает, что разговоры об ответственности бизнеса - всего лишь веяние моды.
Уверен, что это не так, что Россия и предприниматели, которые строят в ней дело, должны идти своим путем развития - праведными созидательным. Они смогут вернуться к своим историческим корням, взять все самое лучшее из "золотого века российского предпринимательства" и при этом будут использовать передовые западные технологии управления.
— В идеале рынок - категория нравственная, так как обеспечивает оптимальное соотношение цены и качества товара. Почему этого не происходит в России?
— Не совсем согласен с тем, что этого не происходит. Несомненно, мы пережили непростые, отчасти дикие, 1990?е годы, когда рынок представлял собой джунгли, где каждый выживал как мог. Но это и привело к переосмыслению принципов ведения бизнеса. Многие после последнего кризиса всерьез заговорили о социальной ответственности компаний. Но не у всех есть четкое понимание, что эта ответственность должна проявляться не столько через благотворительность, сколько через высокое качество продуктов и услуг, через то, какие отношения выстраивает компания с партнерами, клиентами, персоналом, как поддерживает местное сообщество. Огромную роль здесь играют и СМИ, они с большим удовольствием тиражируют негативные примеры, но по минимуму рассказывают об успешных и социально ориентированных бизнес-практиках.
— Вы полагаете, что в современной России нравственные бизнесмены есть?
— Для меня образец нравственного бизнесмена тот, кто умеет держать в порядке свое дело, мыслит стратегически, поднимает профессиональную компетентность сотрудников, заботится об их духовном и физическом развитии, тот, кто в приоритет ставит не свои сиюминутные желания, а работает на интересы клиентов и партнеров, желает принести пользу своему отечеству.
Понимание необходимости вести ценностно ориентированный бизнес - это своего рода показатель зрелости, когда предприниматель начинает задумываться не только о своей быстрой выгоде и собственном благополучии, но и об окружающем мире.
Мне, наверное, везет: все чаще встречаю неравнодушных к судьбе России предпринимателей - и собственников бизнеса, и менеджеров, которые на своих рабочих местах хотят сделать этот мир лучше.
— Какими нравственными принципами вы руководствуетесь в своей повседневной деятельности?
— Наверное, самый главный мой принцип - чтобы дело, которым я занимаюсь, было созидательным! У нас в компании есть внутренний девиз: "Созидаем с любовью!" Для того чтобы в повседневной деятельности нам было легче взаимодействовать друг с другом, принимать решения и расставлять приоритеты, мы определили свои корпоративные ценности, которыми стараемся руководствоваться и которые помогают нам в разрешении конфликтных ситуаций. Это постоянное развитие и совершенствование, надежность, лидерство, работав команде и традиционные духовные ценности, такие как трудолюбие, добро, нравственность, патриотизм.
— В какого рода сделках вы никогда не будете принимать участия?
— Что касается законных видов деятельности - это разного рода игорный бизнес, производство крепкого алкоголя и табака, интимные салоны. Это бизнес, связанный - прямо или косвенно - с нанесением вреда физическому и духовному здоровью и жизни человека, пропагандой зла, насилия, агрессии.
— Государство, видимо, должно как-то поддерживать нравственный бизнес?
— В вопросе налаживания диалога между бизнесом и властью важна мощная государственная поддержка социально ориентированных инициатив предпринимателей. Ведь пока у нас в стране не до конца налажены механизмы привлечения ресурсов бизнеса для решения насущных проблем в системе здравоохранения, образования, жилья, безопасности, среды проживания, занятости и переподготовки кадров. А как раз в частногосударственном партнерстве заложен огромный потенциал для развития экономики.
Бизнесмены, которые предоставляют рабочие места, решают социальные задачи, находятся на острие самых сложных общественных проблем, - это наиболее активная часть населения. Государству нужно делать ставку на таких людей, привлекать лучшие умы из бизнес-сферы к решению насущных социальных проблем.
Диверсифицируя экономику страны, поддерживая предпринимательское сословие, власть будет способствовать не только появлению новых рабочих мест, но и улучшению социальной обстановки в обществе, бизнес-климата, повышению инвестиционной привлекательности России в целом.
— Как вы думаете, почему современные бизнесмены не строят "Морозовские" больницы, "Шереметьевские" дворцы, не создают "Третьяковские" галереи?
— Опять вынужден не согласиться! Современные бизнесмены вносят не меньший вклад в развитие России, чем их знаменитые предшественники. Просто для общества эти проекты не столь очевидны и не всегда понятны. Опять же вспомним о СМИ, которые быстрее подхватывают и раскручивают негативные примеры нечестного ведения бизнеса, постоянно транслируя идею о том, что большинство предпринимателей - это воры и беспринципные прожигатели жизни. Но почему-то СМИ всячески обходят стороной позитивные проекты с яркой социальной составляющей, предлагают компаниям размещать информацию о них на коммерческой основе, полагая, что это в чистом виде реклама.
Порой сами предприниматели, придерживаясь принципа "не хвались", делают добрые дела в тиши и бывают категорически против упоминания своего имени или компании в привязке к какому-то конкретному благотворительному или социально значимому проекту.
Но сегодня есть масса примеров того, как бизнес помогает восстанавливать храмы и исторические помещения, поддерживает культуру, науку и искусство, реализует значительные социальные программы, помогает незащищенным слоям населения. Иногда делает это напрямую, а порой - через благотворительные фонды. И таких примеров, уверен, со временем будет еще больше!
Андрей Илиопуло родился 26 ноября 1966 года в Кемерово.
В 1990 году окончил Московский институт управления им. Орджоникидзе (ныне ГУУ ), в 1994 году прошел обучение по программе Duke University (США), в 2002 году окончил Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по специализации "стратегическое управление".
С 1992 года - генеральный директор ТОО "Эконика ЛТД". С 1996 года - президент корпорации "Эконика". Тогда же избран президентом Национального обувного союза. В 2000 году Андрей Илиопуло награжден орденом Преподобного Сергея Радонежского II степени и грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за помощь Православной Церкви.
С 2001 года президент корпорации "Эконика" включен в экспертный совет Центрального федерального округа.
В 2005 году Указом Президента РФ "О награждении государственными наградами РФ" награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу.
В 2006 году избран членом президиума Объединения предпринимательских организаций России - "Опора".
В 2009 году включен в резерв управленческих кадров Президента России, а также в совет директоров Ассоциации менеджеров России.
Входит в рейтинг "Топ-1000 российских менеджеров" по версии газеты "Коммерсант" и Ассоциации менеджеров России (2007-2010).
Женат, воспитывает троих детей.
Любимые увлечения - футбол и путешествия.
Источник: «Прямые инвестиции»
Текст: Светлана Петрова