«Даже если рынок будет падать, мы будем расти»
НазадКрупнейшие ритейлеры фиксируют снижение покупательского спроса по итогам первых пяти месяцев 2014 г. Как, несмотря на это, лидеры намерены удержать или даже нарастить темпы роста, рассказали участники форума RETAILER RUSSIA TOP-200 2014 DAY.
Тренд на замедление
"Fashion-рынок чувствует себя не комфортно. Акции по стимулированию продаж в апреле, которые провели многие ритейлеры, говорят о том, что продажи стагнируют", — отметил вице-президент группы компаний "Новард" Сергей Саркисов. По словам топ-менеджера, в магазинах "Эконики" за последние три месяца трафик уменьшился на 10−12%.
"Рынок портативной электроники находится в стадии стагнации. Продажи устройств в штуках не растут, в денежном выражении падают за счет снижения средней цены устройства", — отметил исполнительный президент "Евросети" Виктор Луканин.
"Мы еще не в ситуации 2008−2009 гг., но есть ощущение, что движемся к ней", — говорит финансовый директор "Азбуки Вкуса" Виктория Лубнина. По итогам прошлого финансового года (1 апреля 2013 г — 1 апреля 2014 г.) рост продаж магазинов, работающих более 18 месяцев, составил 15,6%, причем в январе-феврале этого года — 12%, а в марте-апреле — 9,4%. "Мы видим, что на фоне ухудшения общеэкономической ситуации усиливается расслоение на богатое меньшинство и бедное большинство. Как следствие, хорошо чувствуют себя дискаунтеры и высокий сегмент, а средний проваливается", — добавила спикер.
Разнонаправленная динамика
Представители сетей Enter и Hoff отмечают разнонаправленные тенденции. "Сильнее замедление темпов роста чувствуется в сегменте бытовой техники и электроники, однако такие категории, как ювелирные изделия, детские товары и др. растут хорошо", — рассказал заместитель генерального директора компании по коммерческой деятельности Евгений Прохоров.
"Покупательская способность регионов очевидно падает, но по Москве мы растем", — говорит вице-президент Hoff Михаил Кучмент.
Рост продолжается
Лучше всего себя чувствуют сегменты FMCG+, household в низком ценовом сегменте, а также детских товаров и косметики и парфюмерии.
"В первом квартале продажи сопоставимых магазинов увеличились на 13,5% — рост был в равной степени обусловлен приростом трафика и среднего чека", — сообщил директор по интеграции и развитию форматов сети "Лента" Максим Щеголев. Для сравнения, рост LFL по итогам 2013 г. составил 10%.
"Мы работаем в низком ценовом сегменте, поэтому снижение доходов населения дает нам новых клиентов", — говорит исполнительный директор "Посуда Центр" Игорь Васюков.
"Мы стагнацию пока не чувствуем. Опросы наших покупателей показывают, что на детях они не готовы экономить. Прирост по трафику в нашей сети в первом квартале составил 18%, прирост показателя LFL — 25%", — заявил операционный директор сети "Детский мир" Фарид Камалов.
Парфюмерный рынок, по словам вице-президента компании "Рив Гош" Корин Жак, не ощутил значительного снижения спроса по итогам первых пяти месяцев 2014 г. "Женщины не сокращают затрат на парфюмерию и косметику. Но, приходя в магазин, они хотят праздника", — подчеркнула топ-менеджер. Поэтому в этом году в фокусе ритейлера — сервисы и активности в магазинах, в частности, мастер-классы, презентации модных журналов и т. д.
Стагнации вопреки
Впрочем, и компании, которые ощутили снижение покупательской активности на своем рынке, не намерены снижать темпы роста.
Так, по словам Виктора Луканина, за счет работы над эффективностью каждого магазина и развития сервисов сопоставимые продажи "Евросети" будут расти на 5−10% в год. Более активная экспансия, по мнению топ-менеджера, может стать возможной благодаря снижению стоимости аренды.
"Посуда Центр" по итогам 2014 г. рассчитывает увеличить выручку на 36%, сохранив таким образом темпы 2013 г. Продажи сопоставимых магазинов (работающих более двух лет) увеличатся на 12−15%. Остальной рост выручки будет обусловлен открытием 13 новых торговых точек.
"Азбука Вкуса" видит источник стабильности в диверсификации. Компания не будет менять позиционирование и уходить в более низкий ценовой сегмент, как это произошло во время прошлого кризиса. Вместо этого компания будет параллельно развивать новый формат — сеть магазинов в формате convenience store "АВ Daily".
По словам Михаила Кучмента, сети Hoff удастся увеличить сопоставимые продажи в текущем году на 10%. "Из-за снижения курса рубля средний чек немного растет, но растет также и трафик, и конверсия: улучшение качества обслуживания и работа над ассортиментом позволяют нам перетягивать трафик у конкурентов", — отмечает Михаил Кучмент. Общие продажи за счет открытия новых торговых точек вырастут на 30%. "Даже если рынок будет падать, мы будем расти", — заключил топ-менеджер.
Источник: retailer.ru