Как переход на эскроу изменит кадровый состав девелоперских компаний
Назад«С переходом на финансирование проектов по эскроу-счетам и в условиях стремительно меняющегося рынка жилой недвижимости структура кадрового состава девелоперских и строительных компаний также будет меняться». Какие изменения эскроу-счета привнесут в кадровый состав девелоперских компаний, рассказал в авторской колонке для РБК директор по персоналу и организационному развитию «Сити-XXI век» Иван Носаков.
С переходом на финансирование проектов по эскроу-счетам и в условиях стремительно меняющегося рынка жилой недвижимости структура кадрового состава девелоперских и строительных компаний также будет меняться. В связи с возможным прекращением работы, по разным оценкам, до 30% девелоперских компаний, на рынке труда строительной отрасли ожидается высвобождение большого количества человеческих ресурсов. Какие-то специальности выйдут на первый план, а кому-то придется терять в зарплате или даже менять отрасль.
Явление не будет разовым и массовым, но за счет накопительного эффекта возникнет переизбыток соискателей, что в конечном итоге приведет к формированию рынка работодателя. Такой переворот мы ожидаем примерно через год-полтора, когда станет ясно, сколько девелоперов смогли перейти на новые рельсы работы, а кто канул в Лету.
Особенно сложно придется персоналу, работающему в support-подразделениях либо бэк-офисах. Это кадровики, маркетологи, специалисты по рекламе и PR, юристы, бухгалтеры, административный персонал и т. д. Заработная плата таких специалистов будет идти вниз за счет выхода на рынок труда значительного кадрового ресурса в результате прекращения работы небольших застройщиков. Потери в доходе могут составить от 10% до 20% в зависимости от уровня профессионализма и позиции.
Пробыв в поиске длительное время, соискатель вынужденно согласится на предлагаемые условия. А вот хорошие SMM-менеджеры еще долго будут в дефиците, в этой сфере все очень быстро меняется, появляются новые каналы и формы продвижения в них, успевать за всеми новинками получается далеко не у всех.
Специалисты экологического профиля, внедряющие «зеленые» технологии в проекты, отвечающие за устойчивое развитие территории, где работает застройщик, смогут сохранить свои позиции лишь в стабильных компаниях, которые делают ставку на технологии будущего. Такие специалисты востребованы не на падающем рынке. Девелоперы, просто зарабатывающие деньги здесь и сейчас, откажутся от этих позиций.
Что можно посоветовать тем, кто попадет под нож эскроу? Многие проблему дохода решают за счет работы на фрилансе с несколькими проектами. Это может стать выходом из ситуации, хотя удаленная и проектная работа имеет свои риски и подходит не каждой специальности. Еще один вариант — пройти обучение, повысить квалификацию и попытаться устроиться в более стабильную отрасль, чем недвижимость сегодня, — ретейл, цифровые технологии, телеком.
Кто же будет востребован и чьи компетенции вызовут восторг HR-специалистов при любой конъюнктуре рынка недвижимости? Сегодня и в дальнейшем на первый план выйдут автоматизация и цифровизация во всех их проявлениях, а рынок специалистов в этой области не настолько развит, чтобы предоставить выбор. Сложнее всего найти людей, которые специализируются на digital-технологиях в сфере строительства, владеют процессами автоматизации, позволяющими сократить количество штатных единиц без потерь эффективности для компании. Специалисты такого класса — штучный товар, за ними охотятся, для них двери открыты всегда. Очень часто люди, реализовавшие один-два хороших проекта в автоматизации, уходят в консалтинг и зарабатывают этим либо трудятся в компаниях-гигантах на очень высоких зарплатах и развивают что-то новое.
Технические специалисты, занимающиеся непосредственно строительством, с большим опытом работы, владеющие новыми технологиями, также останутся востребованными и высокооплачиваемыми. На первый план также выйдут продуктологи, которые создают проект и дорабатывают его с точки зрения потребительских качеств. От того, насколько грамотно и профессионально сработала команда на этапе создания продукта, зависит успех его реализации в дальнейшем. Нужно отметить, что как таковых продуктологов в чистом виде не существует. Как правило, это специалисты с разнообразным опытом реализации проектов, аналитики рынка, продвижения.
Отдельно стоит отметить проблему поиска и подбора хороших продавцов недвижимости. По нашему опыту, из сотни рассматриваемых резюме всего три достойны внимания, и в лучшем случае один соискатель будет принят на работу. Очевидно, что объем работы у HR-специалистов большой, а конверсия крайне низкая. В чем причина? Большинство претендентов на позицию продавца недвижимости привыкли работать на растущем рынке, принимая входящие звонки от покупателей, уже готовых к приобретению жилья. Их задача заключалась лишь в оформлении ДДУ.
Так, появился особый класс продавцов-оформителей, которые продавать, к сожалению, не умеют. Текущие реалии таковы, что клиента нужно доводить до сделки, зачастую преодолевая свои комплексы и страхи. Сегодня покупателя надо искать, звонить ему, уговаривать, чтобы приехал, на встрече не просто продать, а родить потребность и побороться с возражениями.
Источник РБК: https://realty.rbc.ru/news/5cc300359a7947d949d8aea1?fbclid=IwAR2UY-0TNGJ66gUM6ID4TLwo5O-fAuxkS42K3yaVmIeiZf_Tv-JUY34M0V0