Разговоры затянулись
НазадСПб. Кризис, изменивший рынок труда, не мог не оказать влияния на тактику общения работодателя с соискателем при приеме на работу.
Консультант по подбору персонала Индустриального отдела рекрутинговой компании АНКОР в Петербурге Ирина Понизова считает, что, во-первых, соискателям стало сложнее пройти первичный отбор по резюме. Причина очевидна: откликов на объявление о вакансии поступает очень много, работодателю есть из чего выбирать.
Также все чаще соискателей отсеивают еще на этапе телефонного разговора, что позволяет сэкономить время подбора и предварительно отобрать тех кандидатов, с которыми переговоры продолжат.
"Именно поэтому сегодня большое значение имеет качество подготовки резюме, - говорит специалист. - Точный отклик (а под ним мы понимаем полное соответствие требованиям работодателя: образование, опыт работы, запрашиваемый уровень владения иностранными языками и пр.) существенно повышает шансы быть приглашенным на первое интервью. Оно должно быть кратким и информативным".
Другое изменение - отношение работодателя к уволенным соискателям. Если в начале кризиса многие компании, так сказать, с пониманием относились к потенциальным работникам, которые были сокращены на предыдущем месте работы, то сегодня отношение другое. Ведь, как оказалось, довольно много работодателей, используя механизм сокращений, просто избавлялись от неэффективных сотрудников, которые были для компании балластом.
По словам Елены Ильиной, менеджера отдела по поддержке клиентов кадровой корпорации Manpower, для работодателя сегодня очень важно понимать, почему соискатель остался без работы. Чтобы выяснить этот вопрос, работодатель, если ему будущий работник в принципе подходит, готов докопаться до истины, не жалея времени. "В этой связи для успешного прохождения собеседования соискателям необходимо заранее продумать и подготовить ответ на этот вопрос. Он должен быть четким, ясным. Многие соискатели, стараясь скрыть истинную причину увольнения, дают один ответ в кадровой компании и противоположный - на собеседовании в компании, тем самым снижая собственные шансы на успех", - констатирует Елена Ильина.
С миру по рекомендации
Кризис также повлиял на желание нового работодателя увидеть рекомендации. Конечно, отзывы от бывших непосредственных руководителей, коллег и подчиненных соискателя в некоторых компаниях хотели видеть и до кризиса. Но, по мнению Ирины Понизовой, сегодня это делают практически все работодатели, причем подчас собирают не меньше пяти рекомендаций.
Слова рекрутеров подтверждает директор по персоналу и организационному развитию корпорации "Эконика" Наталья Сыс. "Конечно, основные слагаемые успеха кандидата принципиально не изменились. Это опыт, профессионализм, потенциал развития, соответствие нашим ценностям, - поясняет она. - Тем не менее появились и новые моменты, на которые мы обращаем особое внимание при проведении собеседования. Например, мы более тщательно анализируем причины увольнения с предыдущего места работы, при необходимости получаем рекомендации от коллег соискателя, а также через другие (уже свои) личные и профессиональные контакты. Мы хотим понять, действительно ли в компании, из которой пришел наш соискатель, проходили массовые увольнения или сотрудника уволили по другой причине: возможно, за несоответствие должности, конфликтность, нелояльность и т.д".
Важно также то, насколько позитивно настроен кандидат, как он относится к происходящему с ним. "К сожалению, мы зачастую видим людей, сломленных кризисом: подавленных, не скрывающих своих негативных эмоций, обиженных на своего предшествующего работодателя. В таком состоянии сложно будет работать в новой компании", - добавляет Наталья Сыс.
И эти слова работодателя подтверждают еще одну тенденцию, названную рекрутерами, - внимание к личностным качествам соискателей. "Иногда при выборе сотрудника работодатель предпочитает взять не того претендента, чей опыт работы и квалификация выше, а того, который продемонстрировал индивидуальные личные качества, нужные для конкретной компании и данного коллектива", - поясняет Ирина Понизова.
В целом же после кризиса наметилась тенденция к более продолжительным собеседованиям, особенно когда речь идет о ключевых менеджерах. "Компании хотят быть уверенными в своем выборе", - говорит Ирина Понизова.
Ответная реакция
Однако работодатель изменил свое поведение в процессе подбора персонала не только из-за кризиса, но и в качестве ответной реакции на действия претендентов на должность.
По словам Натальи Сыс, поскольку соискатели уже научились не только хорошо формировать свое резюме, но и презентовать написанное по определенному алгоритму, работодателям, чтобы собеседование не превращалось в спектакль одного актера, все чаще приходится отходить от традиционной формы проведения интервью.
По статистике
Кандидату в среднем требуется пройти около 20 собеседований, прежде чем ему предложат работу. 10% соискателей отсеиваются уже после того, как они прошли собеседование (www.rabota.ru).
Автор: Анжелика Тихонова
Источник: Деловой Петербург, 7 Апреля 2010