Сергей Саркисов рассказал о новых сценариях fashion-рынка
НазадВызовы, с которыми fashion-отрасль столкнулась в локдаун, остаются актуальными: уход в онлайн, падение трафика торговых центров, перебои с поставками из Азии, закрытие производств и удорожание логистики, смена потребительских сценариев. Какие изменения стали самыми значительными для сетей, что переходит в долгосрочный тренд и какие сервисы будут наиболее привлекательными в ближайшие годы, обсудили руководители сетей Baon, «Дочки-сыночки» и «Эконика» в рамках Недели ритейла 2021.
Смена парадигмы ТЦ и новые логистические цепочки
Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард» (бренд «Эконика»)
Еще несколько лет назад мало кто верил, что элегантную дорогую обувь будут покупать в интернете, но вот мы уже находимся в другом восприятии реальности. Доля онлайна у всех растет уже 3–4 года, правда, по статистике McKinsey, в 2021 году на американском, европейском и китайском рынках, скорее всего, произойдет падение доли онлайна. По данным российской АКИТ, онлайн-фэшн тоже падает, но пока мне это кажется сомнительным: все коллеги на рынке говорят, что онлайн у них растет.
Для потребителей при выборе канала покупки основополагающими стали три триггера – скорость, цена (конечно, цена – это первый, но в случае с желанным брендом цена не имеет значения), удобство. Поэтому сейчас всем нужно жить в омниканальности. Отсюда и задачи, стоящие перед фэшн-компаниями, – уметь распознать клиента во всех точках контакта и предложить свой продукт в том канале, который удобен покупателю.
Онлайн затронет рынок торговой недвижимости. Офлайн-ритейл начал ощущать на себе последствия роста онлайн-потребления еще 3–4 года назад, но торговые центры не обращали внимания на этот тренд. Благодаря пандемии у торговых центров происходит трансформация сознания, теперь и они осознали угрозу и задумались о том, что станет с рынком торговой недвижимости.
И хотя многие все еще надеются, что рост доли онлайна остановится, некоторые прогрессивные торговые центры начинают полностью менять концепции. Смена парадигмы является основным трендом торговой недвижимости.
Меняются взаимоотношения арендодателей и арендаторов. В онлайне нарастает конкуренция площадок за продавца. Понятно, что на рынке останутся самые крупные площадки, поэтому они стали снижать комиссию для продавцов, канал интернет-продаж становится дешевле, при этом разница в ставках – существенная. Эта конкуренция онлайн-площадок будет оказывать влияние и на рынок торговой недвижимости, что должно привести к снижению арендных ставок для продавцов.
Офлайн не уменьшаем, а, наоборот, увеличиваем: расширили торговые площади физических магазинов на 20–30%, чтобы создать более комфортные зоны для обслуживания покупателей, и это дает нам прирост продаж. Сейчас офлайн движется в сторону увеличения свободного пространства, лучше выделить больше места для сервиса и удобства покупателей, чем заставлять его стеллажами с товаром.
Развиваем омниканальные сервисы, например, один из самых востребованных – заказ товара с кассы (для тех случаев, когда подходящего товара нет в конкретном магазине) – в общей выручке интернет-магазина составляет уже 20%.
Логистические цепочки. Товары сети «Эконика» в основном производятся в Азии, из-за дисбаланса в торговых поставках, который наблюдался во всем мире, мы столкнулись с удорожанием логистики: стоимость поставки товара до склада в Москве выросла в два раза. При этом все контракты – валютные.
Конечно, это сильно повлияло на себестоимость фэшн-товаров, особенно критично такое повышение стало для товаров экономичного сегмента.
Но мы работаем в более дорогой нише, и когда стало ясно, что стоимость логистики возрастает из-за нехватки контейнеров, эмиссии доллара и других процессов, сознательно пошли на повышение цены товара. Важнее было не удерживать цену на полке, а своевременно привезти коллекцию, чтобы выставить ее раньше конкурентов.
По-прежнему остаются две проблемы логистики из Китая – переносы в расписании курсирующих поездов и нехватка контейнеров. Если раньше букировал контейнер и был уверен, что получишь его в срок, то сейчас такой гарантии нет.
Меры, принятые для стабилизации поставок: увеличили количество логистических партнеров, получили возможность перебрасывать груз к разным операторам; стали использовать внутреннюю логистику Китая, перебрасывать грузы на разные транспортные компании; вышли напрямую на китайского логистического оператора. Такая вариативность дала нам возможность привозить товар оперативнее.
Основное производство остается в Азии. Большого числа вариантов для перехода на другие производственные площадки у нас пока нет. В России всего лишь пара производителей обуви смогут удовлетворять нашим требованиям по качеству материала, технологиям и внешнему виду товара. Пытаемся увеличивать долю российского производства с 5% хотя бы до 7–10%, но это дается очень тяжело. Чтобы диверсифицировать риски, расширяем сотрудничество с производственными площадками Бразилии и Вьетнама.
Полную версию статьи читайте по ссылке.