«Там все, что нажито непосильным трудом – информация»

Назад
Другие новости
08.11.2024
Итоги осеннего Электросбора в офисах ГК «Новард»
28.10.2024
Каким будет новый городской парк в Красногорске?
22.10.2024
Перемены, постоянство и искусство: как EKONIKA смотрит на мир

Федотов Всеволод Станиславич работает в холдинге более 20 лет. В 1997 году пришел на должность системного инженера, затем 8 лет руководил отделом системного ИТ-обеспечения. С 2008 года - директор по ИТ-инфраструктуре, с 2013 – директор по информационным технологиям. 


- Всеволод, первый вопрос будет про дата-центр. Что это и как он создавался?  

- Всё новое – это хорошо забытое старое.

В советские времена, когда вычислительные машины были очень большими и требовали к себе особого отношения, их размещали в т.н. «вычислительных центрах» - как правило это было многоэтажное здание, оборудованное системами бесперебойного электропитания, кондиционирования, пожаротушения, охраны…

С тех пор прошло много времени, ЭВМ стали гораздо более компактными и стали называться серверами, но когда их много и когда там хранятся ценные данные, они по-прежнему требуют к себе того же трепетного отношения.

И современное понятие «дата-центр» - это место, которое по всем правилам оборудовала и содержит какая-либо коммерческая компания, и в котором любой желающий на договорной основе может разместить свои серверы. Выгода в том, что не нужно тратиться на создание и поддержку сопутствующей инфраструктуры – гарантированного бесперебойного электропитания, кондиционирования и т.д.

Я знаю не понаслышке, какую дополнительную головную боль создают эти вопросы обеспечения правильных условий эксплуатации, потому что у нас в «Эконике-Техно», а затем в «Рутекторе» с 2000-х годов существовал собственный мини-дата-центр.

Как он создавался? Вот есть сначала один сервер, потом - два, потом - десять. Они все непрерывно жужжат вентиляторами - создают много шума, выделяют много тепла. Если в комнате есть ещё люди, им работать становится невозможно. Находим комнатку, туда подводим линии связи, мощное электропитание от двух независимых вводов, ставим большой мощный бесперебойник. За окном на улице – дизельная электростанция с автоматическим запуском. Устанавливаем кондиционеры, чтобы температура была правильная. Один – ненадёжно и может быть недостаточно, поэтому - два. Ещё их вместе нужно как-то познакомить и подружить, поэтому ставим дополнительные устройства климат-контроля.

Когда всё готово – в комнатку перемещаются серверы, и всё начинает жужжать там… В той комнате, откуда это всё переехало, люди вздыхают облегчённо :) 

В 2016 году Рутектор переехал в новый офис, сначала думали перевезти и дата-центр, но на новом месте оказалось очень проблематичным создать ту самую сопутствующую инфраструктуру, поэтому дата-центр остался на старом месте в отдельной комнате, уже оборудованной всем необходимым. И там, собственно, было все, “что нажито непосильным трудом” – информация.

 

- И вам разрешили оставить только это одно помещение?  

- Да. Это и соседнее небольшое помещение. Я там периодически бывал, смотрел, все ли в порядке.

Но потом в окрестностях старого офиса началась большая стройка Северо-восточной хорды, всё вокруг перекопали. И однажды в конце сентября вдруг оборвалась связь между дата-центром и новым офисом. Оказалось, неподалёку что-то бурили, намотали на бур все кабели всех провайдеров…

Надо отдать должное провайдерам: они достаточно быстро с этим справились, т.е. у нас где-то в полдень это сломалось, а к ночи починили.

С этого момента мы стали думать: все серверы там, ущерб от аварии очевиден, стройка продолжается, и поэтому всё может ещё не раз повториться. Перевезти серверы в новый офис – как уже говорил, очень проблематично.

Но именно в этот момент вдруг стало всё удачно складываться. У нас был замечательный менеджер в компании «Билайн» - он много хорошего сделал для нас, а потом перешел из «Билайна» в другую компанию. Как оказалось, как раз в ту, которая предоставляет услуги дата-центра. Более того – именно в ту, на которую я раньше уже обращал внимание: какие ребята интересные.

 

- А что все-таки конкретно такого интересного?  

- Это трудно выразить конкретными словами. Ну вот, смотришь на их сайт – там описания: что, где, как. Понятно, что надо еще глазами посмотреть. Но, все равно, первое впечатление создается. А первое впечатление – оно самое правильное. В этом смысле правильно сделанный веб-сайт – это огромная доля успеха.

 

- А что в этих специалистах особенного?  

- Ну вот, возникает какой-то вопрос: «А как у них это?». Я смотрю на сайт и вижу ответ. С подробностями, с фотографиями. «Мы так можем…, мы иначе можем».

 

- Очень клиентоориентированные?  

- Да, весьма. Зацепило. Есть дата-центры и более такие «суровые», солидные. Я бывал и в таких. Там столько-то рубежей физической защиты и т.п. Тут попроще. С другой стороны, они готовы на всё, чуть ли не буквально. Например, ценовая политика. Я смотрю на их прайс и говорю: «Сколько это стоит? – Вот столько. – Нет, ну что-то дороговато. Давайте вот столько». - Они: «Ну, ладно, пусть столько».

 

- Гибкие?  

- Да, они прекрасно понимают, что наше общение не на несколько месяцев. А услуги передачи данных сейчас приносят провайдерам очень большую прибыль, и за счёт этого они могут двигаться достаточно легко, было бы желание. 

 

- Можно сказать, что в быстром и оптимальном  выборе компании Вам помог опыт собственного дата-центра?  

- Конечно, это помогло. К тому же, некоторые моменты сторона не скрывает, но и не афиширует. Поэтому нужно задавать правильные вопросы, а это только с опытом возможно.

 

- Сколько прошло времени от заключения контракта до нового работающего дата-центра?  

- Ну, кстати, официальный договор с дата-центром, подписали только через полгода после начала работы (смеется). Первые переговоры начались в середине октября 2016 года, а плотно приступил к реализации проекта я только в конце ноября. Мы наметили, что переезд проще всего осуществить в новогодние каникулы, поэтому это была колоссальная гонка.

Не все серверы были готовы и способны к переезду в отдалённые места, некоторые пришлось срочно модернизировать или заменять.

Конечно, если бы не поддержка генерального директора, вряд ли получилось так быстро. Все шло как будто само…. Я выписывал счет – р-р-раз и он оплачен. Это большая редкость... (улыбается).

Параллельно подрядчики строили выделенный канал передачи данных, операторы связи организовывали подключение на новом месте.

Конечно, постоянно срывались сроки, была ещё та нервотрёпка. Но всё же почти всё успели сделать к 31 декабря, а на 5 января был запланирован переезд. То есть период активной работы длился примерно полтора месяца.

 

- В период реализации проекта были моменты, когда хотелось бросить, сказать, что ничего не получится?   

- Такой мысли даже некогда было прийти. Процесс шел как несущийся поезд! В начале проекта трудно было предположить все трудности: все серверы не помещаются в одну стойку, некоторое оборудование может не пережить переезда и т.д.

Инновации – это очень интересная тема, это марафон. Он, безусловно, дает ощутимый масштабный опыт. Свое большое достижение я вижу в том, что колоссальная работа была сделана качественно и в неимоверно сжатые сроки, и что в итоге все работает. Серверы переехали, люди вышли… Я как сантехник – ночью все трубы поменяли, утром вода пошла, значит, все нормально.

 - Всеволод, Вы уже более 20 лет в компании и сфера Вашей деятельности  непосредственно связана с инновациями. Что продолжает вдохновлять?  

- Когда 20 лет назад я пришел в компанию, посмотрел вокруг и подумал, что наверное я тут месяца за три все приведу в порядок и будет нечего делать (смеется)… Но каждый день приносит что-то новое и интересное.

Это профессиональный интерес, это почти вся моя жизнь. В сфере ИТ изменения постоянны, стремительны. «Правильный» ИТ–специалист учится всю жизнь. «Чтобы остаться на месте, надо бежать» - это про нас.

 

- Дальнейшие планы, идеи уже есть?  

- Конечно, хотя не все такие же масштабные. Например, приходит время плотнее осваивать облачные технологии – программные продукты как сервисы, размещение определенных элементов ИТ-инфраструктуры в облаках иногда удобно для достижения определенных результатов.

 

- А вопрос безопасности?   

- Да, это сложный вопрос. С одной стороны, кажется, что эпоха приватности заканчивается. Многие публикуют чуть ли не каждый свой шаг в социальных сетях, это позволяет составить портрет ваших интересов, слабости, места влияния. Сегодня по 20 постам в соцсети можно составить такой подробный портрет, который и родственники не составят.

Если посмотреть ещё шире: это портрет электората и его уязвимые места. Механизм продвижения продуктов и корпораций. На фоне этого может казаться, что и компаниям можно расслабиться и тоже постараться получить удовольствие. Но тот факт, что граждане сами добровольно выкладывают в публичный доступ подробности своей личной жизни, не означает, что компании могут также легкомысленно относиться к информационной безопасности. Например, защита персональных данных – обязательное требование закона.

Есть и просто коммерческая тайна. Как это всё обеспечивать в облаках – пока не до конца понятно.

 

- Если вернуться на год назад, какой совет по поводу дата-центра Вы бы себе дали?  

- Моя бабушка говорила: «Глаза боятся, а руки делают»!

 - Универсальный жизненный совет! Всеволод, наивысшим эффектом инноваций считается тиражирование. Многие считают, что на разнопрофильные  бизнесы оно невозможно. У нас в компании много светлых умов и видится большая перспектива в их синергетической работе над планами Группы. Как Вам кажется, такая работа эффективна? Насколько «Рутектор» вовлечен в эту работу? Как Вы обмениваетесь опытом с другими дочерними компаниями?  

- Я не считаю, что все инновации должны быть 100% тиражирумыми, если только это не какое-нибудь гениальное изобретение - колесо, например.

Инновация – она на отрезок времени, далее идея не соответствует этому понятию. Думаю, что не нужно стремиться нашу инновацию просто копировать в другой компании Группы, а нужно брать из неё всё лучшее и, проецируя это на свою ситуацию, создавать Инновацию 2.0, потом 2.1, 3.0…

В этом видится синергетический эффект, а не просто в совместной работе между компаниями Группы.

 

- Вы так увлеченно о своей работе рассказываете... 

- Спасибо! Мне было приятно рассказать про захватывающий проект, который сделали на одном дыхании. За 20 лет моей работы ни один проект такого масштаба не шел с такой скоростью.

- Вы получили какое-то поощрение от «Новарда»?  

- Да, я воспользовался вознаграждением корпоративной премии «Созидай с любовью!». Купил себе большой-большой монитор 32 дюйма! Давно мечтал. Кстати, идея денежных сертификатов на базе MasterCard, не привязанных к конкретным магазинам - просто шикарная, создаёт дополнительную мотивацию.

 

- Спасибо, Всеволод!
     

Интервью подготовлено Татьяной Илиопуло, заместителем директора по персоналу и организационному развитию Управляющей компании ГК «Новард», и Марией Борукаевой, менеджером по стратегическому развитию женской обувной сети «Эконика».

Давайте общаться
Оставьте здесь свою идею, пожелание, вопрос