Персонал — это инвестиции компании в свое развитие. И каждый нанятый сотрудник, особенно на этапе приема на работу и ввода в должность, создает высокие риски и дополнительные финансовые затраты. Согласитесь, с этим сложно спорить, ведь именно от персонала во многом зависит существование бизнеса.
Успешные компании, нацеленные на масштабирование и стабильность, видят свою силу в работе с коллективом: удержании опытных сотрудников и привлечении новых при необходимости. При этом такой параметр, как текучка кадров, опытное руководство всегда стремится свести к минимуму. В норме процент обновления кадрового состава должен составлять не более 3-5% в год. Этот показатель считается оптимальным, но не всегда достижим.
Почему увольняется персонал?
Наём сотрудников требует работы hr-специалистов, вовлечения опытных работников компании в процесс обучения, организации нового рабочего места и расходов на заработную плату для «новичка», который в период испытательного срока вряд ли ее «окупит». Вот почему так важно снижать коэффициент текучести кадров и удерживать коллектив в стабильном состоянии. И для того, чтобы с этим показателем работать, нужно выявить прямые и косвенные причины увольнений персонала в компании.
К прямым и наиболее понятным относятся:
- сезонность самого бизнеса — сфера обслуживания и общепит имеют самую высокую текучесть персонала из-за существования в отрасли высоких и низких сезонов (хорошим примером здесь может стать работа летнего кафе или точек продажи кофе с собой),
- молодой возраст работников — студенты и школьники на период каникул ищут подработку, тогда как с началом учебного года всегда увольняются,
- организация рабочего пространства — сотрудникам важны комфортные и безопасные рабочие места,
- неудобное расположение офиса — сегодня транспортная доступность является одним из важных критериев удовлетворённости местом работы,
- размер заработной платы — даже во время кризиса удержание зарплаты на достойном уровне поможет снизить уровень текучести персонала.
К косвенным причинам текучки кадров можно отнести:
- конфликтные ситуации в коллективе,
- чрезмерно завышенные требования руководства к сотрудникам,
- отсутствие well-being-программ,
- отсутствие системы мотивации персонала,
- неофициальное оформление работников.
Как снизить текучку персонала?
В крупных компаниях, таких как ГК «Новард», hr-отдел занимается не только подбором и наймом сотрудников, но и анализом увольнений. Это ведение статистики, поиск причин ухода с учетом должности, квалификации и уровня заработной платы сотрудника.
Притом, как показывает расчет текучести кадров в ГК «Новард», компания на протяжении нескольких лет не превышает эталонного показателя в 3-5%. Как же это удается?
Отдел по работе с персоналом внедряет собственные инструменты и стратегии для снижения текучки на работе:
- сформированные критерии отбора персонала при найме на работу,
- систему адаптации сотрудников,
- обязательную мотивацию коллектива (материальное и нематериальное стимулирование),
- вовлечение сотрудников в социальные проекты (например, корпоративный театр «НовArt»),
- программы повышения квалификации,
- системы наставничества в проектах.